Григорий Померанц: СЕРНАЯ СПИЧКА ПАМЯТИ ОКУДЖАВЫ

Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

Григорий Померанц: СЕРНАЯ СПИЧКА ПАМЯТИ ОКУДЖАВЫ

  100 лет - Григорию Померанцу (1918 – 2013), философу, культурологу, участнику Великой отечественной войны исполнилось бы 13 марта 2018 года. Публикуем его небольшое эссе, посвященное Булату Окуджаве.

Г р и г о р и й  П о м е р а н ц. Cерная спичка.

Памяти Булата Окуджавы

  Я не могу сказать, чтобы песни Окуджавы меня захватывали больше, чем песни Галича и Высоцкого. Очень часто я переживал их страстную иронию острее, чем элегические интонации "Троллейбуса", "Арбата". И вдруг смерть Булата Окуджавы, неожиданно пережитая как смерть близкого человека, как потеря части моей собственной жизни. Хотя мы были только шапочно знакомы, и кроме "здравствуйте" и "до свиданья" я могу вспомнить только несколько его теплых слов по адресу "Записок гадкого утенка".

Померанц фото из сети сайт Владимира Кудрявцева

  Несколько дней во мне звучал "синий троллейбус", "последний, случайный". Может быть потому, что вместе с Окуджавой я провожал свое поколение, за несколько лет сошедшее со сцены, так что мы, оставшиеся, последние могикане, и несколько раз уже припоминались мне слова из эпиграфа к роману Хемингуэя: "...не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе". С уходом Окуджавы Колокол звонил, не переставая, и сейчас, когда я пишу, я слышу отдаленный звон. Что-то особое было в его песнях. Для меня Окуджава - это прежде всего песни, и только потом - все остальное.

  Когда-то, при первом подступе к Мандельштаму, еще до того, как раскрылись моему уму его метафизические глубины, я был поражен парой строк:" Я все отдам за жизнь. Мне так нужна забота. И спичка серная меня б согреть могла". После смерти Окуджавы я несколько раз вспоминал эти строки, почти забытые, отодвинутые назад прорывами в тайны "Tristia" и "Воронежских тетрадей". И еще строка вспомнилась - другого поэта: "Все мы немножечко лошади". Все мы - маленькие люди рядом с танками. Все мы не способны шагать в ногу с межконтинентальными ракетами. Люди заброшенные, затерянные. Люди, которых просто жалко.

  Вот в эти минуты заброшенности, затерянности - как нам всем нужен был Окуджава! Как мне его недоставало в конце сороковых, в три самых тяжелых года моей жизни, когда я уже был исключен из партии за антипартийные высказывания, но еще не был арестован за антисоветские высказывания... И много спустя сердце благодарно откликалось на сентиментальные песни. Я не боюсь этого слова - "сентиментальный". Оно вовсе не презрительное. Но был высокий сентиментализм, и должен был быть после героики социалистического роялизма, возрождавшего тени великих деспотов, - Петра Первого, Иоанна Четвертого... Так необходим был Лоренс Стерн после Корнеля и Вольтера. Хотя Корнель был тоже подлинный. А Окуджава после од Сталину возвращался к подлинности, отталкиваясь от фальши бронзовых, гранитных и гипсовых памятников. И еще он был первым прорывом сквозь цензуру: магнитофонные ленты цензурированию не поддавались. Они были самиздатом по самой своей сути. И я, начинающий самиздатчик, почувствовал в этих песнях первые взлеты свободного духа. Они ободряли меня писать так же раскованно, - в другом, моем собственном, жанре.

  Я думаю, что песни Окуджавы переживут многие страсти - и прошедших, и нынешних лет. Переживут как классика, неотделимая от своей эпохи и вышедшая за ее рамки.

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru