В Переделкинской глуши: Лариса Шепитько, Элем Климов

Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

В Переделкинской глуши: Лариса Шепитько, Элем Климов

Оказаться в "Переделкинской глуши" - дело нехитрое. Полчаса на электричке от Киевского вокзала, и эта самая "глушь" наступает неизбежно. Писательский поселок, построенный здесь по просьбе Горького (кого попросил "буревестник пролетарской революции" об этой дружеской услуге, думаю, понятно и без комментариев) в 1934 году, разумеется, знавал и лучшие времена, но и по сей день, будучи отчасти перестроенным, а также заселенным  людьми, лишь немногие из которых имеют отношение к писательскому мастерству, он хранит нечто таинственное, привлекающее любителей и знатоков советской литературы.

Вне всякого сомнения, особое место в списке обитателей поселка всегда занимал Булат Шалвович Окуджава, чей более чем скромный казенный домик на улице Довженко, 11 существует и по сей день, более того, является Государственным мемориальным музеем поэта. Кроме обязательного для федеральной организации культуры перечня предоставляемых услуг (проведение экскурсий, подготовка экспозиций) особое место занимают так называемые "Булатовы субботы" - встречи с писателями, художниками, режиссерами, литературные чтения, показ кинофильмов.
Сделав поправку на несезон, Ольга Владимировна Окуджава - директор музея, предложила проводить по субботам (в рамках Булатовых суббот) встречи с весьма симптоматичным для этой снежной зимы названием "В Переделкинской глуши".

Итак, в минувшую субботу прошла встреча, посвященная звездному дуэту кинорежиссеров - Ларисе Шепитько и Элему Климову. В вечере принял участие Антон Климов, сын Ларисы Ефимовны и Элема Германовича, который рассказал о своих родителях,  поделился воспоминаниями о том, как снимался документальный фильм "Лариса", сделанный уже после трагической гибели его матери.

Необычайной эмоциональности картине добавила пронзительная музыка Альфреда Гарриевича Шнитке, с которым любила работать Лариса, находя в произведениях маэстро нечто такое, что невозможно выразить словами, но при этом говорящее о героях и событиях на экране едва ли не больше сценария и картинки.

Вечер завершил показ одной из ранних картин Ларисы Ефимовны "Родина электричества", снятой в 1967 году по одноименному рассказу Андрея Платонова в Астраханских степях. Следование литературной основе и парадоксальные изобразительные решения позволили в полной мере передать не только дух времени (гражданская война), но и саму трагическую суть той человеческой "глуши", в которой оказались герои писателя.

Максим Гуреев

03.03.2018

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru