Государственный мемориальный музей
Булата Окуджавы в Переделкине

Здесь все, как было при нем: и "роза красная в бутылке", и пепельница на письменном
столе, и самодельные полки с книгами, и вид из окна...

 

К 85-летию со дня рождения Александра Валентиновича Вампилова

19 августа 1937 года родился Александр Валентинович Вампилов - яркий замечательный российский драматург ХХ века.

Короткая жизнь. Вампилов трагически погиб за пару дней до своего 35-летия. Творческое долголетие – пьесы его и сейчас играют в театре, снимают  кино. Тексты произведений Вампилова поражают глубоким и тонким пониманием психологии, характеры его героев убедительны и достоверны, сюжеты пьес динамичны, актуальны, диалоги понятны – именно так говорят нормальные люди в обычной жизни. Всё это привлекает читателей и зрителей. К счастью, сохранились записи спектаклей, поставленных замечательными режиссёрами ХХ века, сыграны они талантливыми артистами. Но ведь главное – текст? У Вампилова он словно хроника утраченного личного времени целого поколения, которое по чётким планам пятилеток должно было жить при коммунизме. Правда, сейчас уже мало кто помнит – когда именно. Остались ностальгической дымкой ожидание будущего, вера в его светлый цвет, мечты о созидании и мире.

На долю поколения Вампилова выпало трагическое детство члена семьи врагов народа, трагедия страшной войны, тяжёлый труд восстановления страны, но радость товарищества и открытий, надежда на светлую жизнь й и даже первый спутник и полёт человека в космос, Оттепель и застой. Окуджава старше Вампилова на 13 лет, но именно это условное поколение формировало «коллективное сознательное» жителей огромной страны в середине прошлого века. Детство поэта Окуджавы и драматурга Вампилова имеет приметы печального  сходства. Сыновья врагов народа! Голос Вампилова – это мысли и чаяния его современников. Без лозунгов, без набившей оскомину «производственной темы». Хотя в каждой пьесе Вампилова социальный фон жизни героев занимает очень важное место, нигде и никогда Вампилов не вкладывает в уста своих героев агитку и политпроп. Но именно от этого реплики героев кажутся обращёнными к каждому зрителю отдельно, а не «широким народным массам» в целом.   

«У меня было звание капитана, меня оставляли в армии. С грехом пополам я демобилизовался. Я служил в артиллерии, а это, знаешь, плохо влияет на слух. Кроме того, я всё перезабыл. Гаубица и кларнет, как-никак разные вещи…»

                                      Александр Вампилов, «Старший сын»

Родился будущий драматург в маленьком селе Иркутской области в семье сельских учителей. Его отец был подвижником образования, старался сделать его доступным и нужным для своей «малой народности» – бурятов. Мать тоже учительствовала. В семье было четверо детей. В то время сельский учитель был большим авторитетом для детей и родителей. Так было и в селе Аларь, и в посёлке Кутулик, где жили Вампиловы. Но в годы сталинского террора существовали планы и разнарядки по арестам и ссылкам, так что при всём уважении сельчан учителю-буряту Валентину Вампилову не удалось избежать расстрельного списка. В 1938 году он был арестован и вскоре казнён, в 1957 году реабилитирован посмертно. Лес рубят – щепки летят… 

Мать стойко переносила беду. Она работала учителем математики в школе посёлка Кутулик, воспитывала замечательных детей, дружных и очень одарённых. Способности к сочинительству Александр Вампилов проявил ещё в школе. Мечтал поступить в Иркутский университет, конечно, на филфак, но первая попытка не удалась – пресловутый конкурс, да и личное дело с упоминанием отца, врага народа,  сыграло свою роль. Пришлось для стажа поработать в местном клубе. А вот на следующий год Александр Вампилов стал студентом ИГУ. В годы учёбы (1955-1960) он писал для студенческой стенгазеты, а на последнем курсе университета получил приглашение в областную газету «Советская молодёжь». Она была очень популярна в Сибири. Там Вампилов сделал отличную карьеру талантливого публициста. Его рассказы и очерки нравились читателям. Правда, первые публикации А.В. Вампилова выходили под псевдонимом А. Санин. В середине 60-х Вампилова рекомендовали в Союз писателей СССР от Иркутского края.

Пьесы Александра Вампилова могли так и остаться известными малому кругу ценителей современной драматургии, если бы не авантюрная история белорусско-литовской постановки в Драматическом театре Клайпеды. Этот спектакль по пьесе Вампилова «Прощание в июне» приезжали смотреть из Москвы и Ленинграда, восхищаясь находками режиссёра Вадима Допкюнаса и худрука Повиласа Гайдиса. Тем временем даже «Современнику» и «Таганке» приходилось отвоёвывать своё право ставить спектакли для людей, а не для партийных бонз и их челяди. Пьеса Вампилова не просто понравилась публике – в 60-х не было недостатка в новаторских театрах и приличных драматургах. Было в этой искромётной комедии невыразимое обаяние, хотя она была построена на коллизиях обычной жизни реальных молодых людей с житейскими ситуациями всем понятными и знакомыми.  

Уже через год, в 1967 году спектакль шёл на сцене восьми театров СССР, кроме театров Москвы и Ленинграда. В 1965 году Вампилов написал драму «Старший сын», в 1968 – «Утиную охоту». И опять буряту Вампилову помогли балтийские деятели искусства! Дело в том, что пьесу «Утиная охота» перевели на латышский язык и поставили в Латвийском Национальном театре. Потом взяли оригинальный текст и в Театре русской драмы поставили по-русски. Балтийские зрители первыми почувствовали, что история о «Незабвенном безвременно сгоревшем на работе Зилове Викторе Александровиче» – новое яркое слово в советской драматургии. Но в столичных театрах продолжали новаторские эксперименты, периодически выпуская на сцену беспроигрышного «кремлёвского мечтателя» и его революционных матросов, обеспечивавших заполнение зала солдатами или школьниками. Для молодого автора Александра Вампилова и его «обычных» людей в качестве героев ни времени, ни заинтересованных режиссёров знаменитые театры не искали.

Незадолго до своего 35-го дня рождения Вампилов с приятелем на лодке отправился на Байкал. Он утонул, хотя был прекрасным пловцом, да и помощь подоспела быстро. Видимо, судьба…

По странной нашей особенности после смерти  художника запоздало и вдруг понимать, ценить и любить произведения и самого автора, многие столичные театры вскоре после гибели молодого драматурга поставили его пьесы. Чуть позже рассказы, пьесы, очерки Александра Вампилова были переведены на языки многих стран мира.

В произведениях Вампилова много жизни, поиска себя, отражений чувств, свойственных любому нормальному человеку. До сих пор слышится в диалогах и ремарках голос навсегда молодого, приличного человека и талантливого драматурга – бурята Александра Вампилова.   

«Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

                                 Александр Вампилов, «Старший сын»

 

 


19.08.2022

 


© Фонд Булата Окуджавы , Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы. При полном или частичном использовании материалов ссылка на музей Б.Окуджавы обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт музея Б.Окуджавы - http://www.okudshava.ru